Zast.jpg

На фоне сворачивания поставок в РФ коммерческих автомобилей и спецтехники европейского производства логично предположить, что их нишу на местном рынке отчасти займут азиатские производители, в том числе и южнокорейская компания «Tata Daewoo Commercial Vehicle Co., Ltd.», больше известная у нас как Daewoo Trucks. За комментариями мы обратились к Евгению Свирину, директору по маркетингу ООО «ПремиумАвто», эксклюзивного дистрибьютора Daewoo Trucks в России.

image.jpg

Евгений, если верить статистике Автостат Инфо, в прошлом году в РФ было реализовано 303 грузовика Daewoo. По сравнению с 2020-м рост продаж составил аж 84%. Как вы можете объяснить такой результат? Только ли дело в низкой сравнительной базе пандемийного 2020-го или на резкое увеличение продаж оказали влияние какие-то иные факторы?

– Уточню, по нашим данным, объем продаж составил 349 ед., согласитесь, разница в данном случае существенная. Фактор низкой сравнительной базы, безусловно, сыграл свою роль. Изначально в 2020-м планировалось реализовать порядка 150 автомобилей, но пандемия коронавируса, увы, помешала осуществить эти планы. Но я хотел бы обратить ваше внимание на еще один ключевой фактор, сыгравший свою положительную роль, а именно интенсификацию работы дилерской сети. Речь не только о ее расширении и появлении новых эффективных дилеров, например компании «Комтранс Юг», которая уже в первый год своего существования в качестве дилера Daewoo Trucks оказалась на втором месте в списке продажников, но и о заметном улучшении качества обслуживания.

Еще один важный фактор – вхождение в новые для нас сегменты рынка, в частности развозных фургонов. Одна только сделка с X5 Group позволила реализовать 108 автомобилей.

В 2020-м была создана кэптивная лизинговая компания «Daewoo Finance», которая предоставляет клиентам финансирование для приобретения грузовой техники Daewoo Trucks. Что можно сказать о результатах её деятельности за минувшие пару лет, насколько она поспособствовала увеличению продаж?

– Определенную роль она, конечно, сыграла, но я бы не стал переоценивать её значение. На рынке лизинговых услуг работает достаточно много крупных и известных игроков, конкурировать с ними на равных довольно сложно. Зачастую сторонние лизинговые компании предоставляют более привлекательные условия для совершения сделки, чем мы можем себе это позволить. Поэтому было принято решение несколько переориентировать деятельность Daewoo Finance с финансирования конечных потребителей в пользу финансирования дилеров.

На российском рынке Daewoo Trucks представлена далеко не новым, ведущим свою родословную, если не ошибаюсь, еще с первой половины нулевых модельным рядом Daewoo Novus, предназначенным для нишевых сегментов рынка вроде бортовых автомобилей с КМУ, автогидроподъемников (АГП) и автобетононасосов (АБН). Помнится, вы планировали сертифицировать в РФ тягач и шасси новой модельной серии Daewoo Maxmus, а также выпустить коммунальные машины и зерновозы на базе Daewoo Novus. Реализовать эти планы, во всяком случае в части новой модельной линейки, увы, до сих пор не удалось. В чем проблема?

– Вы правы, Novus машины далеко не новые, но все еще пользующиеся спросом из-за своей дешевизны и надежности. Они комплектуются хорошо известными, в том числе по спецтехнике, двигателями Doosan, без проблем выхаживающими без капремонта до миллиона километров, в паре с КП ZF или Eaton. Разумеется, все эти годы модельная линейка Novus непрерывно эволюционирует. Раз в несколько лет кабина подвергается рестайлингу, появляются какие-то новые колесные формулы и исполнения. Скажем, в нынешнем году мы завезли в РФ новый тяжелый самосвал (8х4, технически допустимая полна масса 43 т) с увеличенным клиренсом за счет конструктивных особенностей мостов и применения шин размерностью 12R24. Еще одна новинка – шасси для «миксеров» с приводом КОМ от двигателя. Кроме того, надо отметить и отвечающие требованиям времени изотермические фургоны (4х2, 18 т) с задней пневмоподвеской и системой ECAS.

KMU.JPG

Теперь что касается Maxmus. Первоначально мы планировали вывести на российский рынок только магистральный седельный тягач из этой линейки, поскольку остальные сегменты перекрывал Novus. Однако со временем стало понятно, что дневная кабина, которая в линейке Novus, увы, отсутствует, пользуется большим спросом и на автомобилях других типов, в частности развозных фургонах с колесными формулами 4х2 и 6х2. Поэтому было решено сертифицировать не только тягачи, но и шасси. К сожалению, столкнулись с тем, что машины, изначально предназначенные для азиатского рынка, не имеют европейских сертификатов по целому ряду позиций, а без них получить российское ОТТС нельзя. Вот в чем причина задержки. Сейчас все эти вопросы решаются, и мы надеемся, что в конце этого года – начале следующего нам все же удастся вывести Maxmus на рынок.

MAXMUS.jpg

Попутно хочу рассказать, что недавно в гамме Daewoo Trucks появились совершенно новые модели. Речь о среднетоннажнике the CEN полной массой от 7500 кг до 11 900 кг, своего рода аналоге Isuzu Elf и Hyundai Mighty, а также магистральном седельном тягаче серии Maxen и тяжелом шасси Kuxen. Надеюсь, что они тоже появятся на нашем рынке но, случится это в лучшем случае года через полтора.

Какие исполнения автомобилей Daewoo пользуются здесь наибольшей популярностью и почему?

– Разумеется, прежде всего это бортовые платформы с КМУ (4х2, 6х4 и 8x4). За счет разнообразия колесных баз и, соответственно, загрузочного пространства, а также погрузочной высоты можно подобрать машину под практически любую транспортную задачу. Нельзя скидывать со счетов и оптимальное соотношение цена/качество. До недавнего времени, читай до прихода «китайцев», конкурентов в этом сегменте у нас было немного. С одной стороны, это отечественные производители с техникой, не отличающейся особой надежностью, с другой – дорогие «европейцы». Если судить по итогам 2021-го, то на втором месте по объему продаж развозные фургоны, далее АБН и автовышки (см. диаграмму). Причем надо отметить, что комплектными на рынок попадают только АБН и АГП, остальные приходят в виде шасси, на которые здесь монтируются надстройки, в том числе отечественного производства.

daewoo-sales.jpg

Если говорить о модельной линейке, отдельного упоминания, на мой взгляд, заслуживает фургон-рефрижератор Daewoo Novus CR9CS (8х4) с кузовом объемом 53,3 м³. В Южной Корее и Японии такие исполнения соло-фургонов, которые в известном смысле могут конкурировать по объему перевозимого груза с седельными «сцепками», пользуются большей популярностью. Насколько я помню, вы предлагали её X5 Group в опытную эксплуатацию. Чем дело кончилось, такой формат у нас, как говорится, не пошел?

X5.jpg

– Машина действительно получилась интересной как по объему кузова, так и по грузоподъемности. Кроме того, она задумывалась как универсальное транспортное средство. Это первый опыт использования в розничной торговле автомобиля с такой колесной формулой в качестве одновременно развозного грузовика и магистральной машины. И если с магистральными перевозками все обстояло вполне благополучно, машина эксплуатировалась на маршрутах Москва – Смоленск и Москва – Воронеж, то маневрировать на ней в тесных пространствах у магазинов «шаговой доступности» оказалось затруднительно. Поэтому после тест-драйвов в X5 Group и других торговых сетях от такого формата пришлось отказаться.

Тем не менее свою роль в качестве первого кирпичика, заложенного в фундамент будущего сотрудничества, машина сыграла. После первого знакомства X5 Group с семейством Novus последовал крупный контракт на 108 фургонов с колесной формулой 4х2, и сегодня мы ведем переговоры о новых поставках.

IMG_0227.jpg

В свое время Daewoo Trucks пыталась выйти на российский рынок в сотрудничестве с заводом Автотор, организовав в Калининграде сборочное производство. Проект, однако, продолжения не получил. В чем причина и не планируете ли вы повторить заход?

– В 2013-2014 гг., когда мы начинали сборку в Калининграде, в РФ продавалось довольно много грузовиков Daewoo. Затем, как известно, грянул кризис, курс рубля упал вдвое, и продажи резко сократились. В тех условиях продолжать сборку на Автоторе стало просто нерентабельно.

Кстати, вы задали весьма актуальный вопрос, поскольку продажи сейчас на подъеме и имеет смысл задуматься о локализации производства. В связи с этим недавно мы провели переговоры с Автотором на предмет возобновления сотрудничества. Надеюсь, на сей раз оно станет долгосрочным.

Если раньше грузовики Daewoo по понятным причинам были известны в основном за Уральским хребтом, то ныне они осваивают и европейскую часть территории страны, о чем говорит наличие дилерских центров в Набережных Челнах, Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и т.д. Что собой представляет нынешняя дилерская сеть компании? Помнится, помимо центрального склада запчастей во Владивостоке вы планировали открыть еще один и в Белокаменной.

– На данном этапе сеть насчитывает 33 дилера. Пока они мультибрендовые, потому что при текущем уровне продаж мы не можем настаивать на эксклюзивности своего бренда. Вместе с тем все новые контракты с нашими партнерами заключаются только в формате 3S (продажи, сервис, запасные части). До конца года планируем довести число дилеров до 45. В целом же планом предусмотрено создание сети из 50-70 СТО.

Смело, это уже уровень ведущих компаний европейской «Большой семерки»!

– Здесь надо понимать, что если мы выходим на рынок магистральных тягачей, то это совсем другая история, нежели с машинами с КМУ, «миксерами», автобетононасосами и тому подобной техникой, которая привязана к конкретному региону. У магистральных тягачей огромные плечи перевозок, и если не дай бог с ним что-то случится, то его водитель всегда может рассчитывать на ближайший сервис. Вот почему сначала мы должны выстроить максимально разветвленную сеть с хорошо обученным персоналом. Мне однажды довелось услышать следующую сентенцию: «Нет проблемы продать в первый год тысячу грузовиков, проблема заключается в том, чтобы и в следующем году продать столько же». И я с этим абсолютно согласен.

Отвечая на вторую часть вопроса: мы открыли еще один центральный склад запчастей в Москве. Его первоначальная площадь (площадь пола) более 200 метров, и он продолжает расти как по номенклатуре запчастей, так и по их количеству. Таким образом, с точки зрения логистики их доставки страна поделена между Москвой и Владивостоком.

Как вы оцениваете перспективы развития нынешней ситуации на рынке? Если предположить, что европейским компаниям под санкционным давлением ЕС все же придется покинуть российский рынок или в значительной степени сократить поставки новых машин и сосредоточиться в большей степени на поддержании в работоспособном состоянии действующего парка, то смогут ли азиатские производители, и Daewoo Trucks в частности, заполнить образовавшийся вакуум? Насколько вы к этому готовы?

– В конце прошлого года мы планировали, что в 2022-м нам удастся реализовать порядка 1000 автомобилей. Ведь в чем причина низких продаж техники Daewoo в прошлом? Это довольно узкие сегменты рынка, куда она поставлялась, а с расширением модельного ряда за счет самосвалов, строительных тягачей и фургонов поставленная цель нам вполне по силам. Однако в нынешней неопределенной ситуации сложно сказать, в какую сторону придется корректировать план. Предположим, все пойдет по худшему сценарию и на рынке останутся только отечественные и азиатские производители. Тогда дефицит подвижного состава при условии сохранения спроса и покупательской способности кому-то придется закрывать. Мы готовы к увеличению поставок как автомобилей, так и запчастей, а также к расширению географии сервиса. Словом, с этим вызовом мы справимся, вопрос только объемов, потому что они резко возрастут, и перекрыть весь объем российского рынка, конечно, невозможно.

Это один вариант развития событий. Если же рассматривать оптимистический сценарий, когда все игроки постепенно вернутся на рынок, при том что эти несколько месяцев турбулентности в любом случае не пройдут бесследно для нашей экономики и спрос на технику неминуемо упадет, то мы получим насыщенный рынок в отсутствие покупателей. Это значительно замедлит рост наших продаж.

Но в любом случае наша задача – превратиться из компании, продающей сотни автомобилей, в компанию, которая реализует их тысячами. Думаю, нам это по плечу.

Из архива

РОДИНА DAEWOO TRUCKS

Головной завод Tata Daewoo Commercial Vehicles Co., Ltd. находится в Кунсане (Gunsan), расположенном примерно в 240 км южнее Сеула. Это предприятие полного цикла со сваркой, окраской и сборкой. Кроме того, здесь находится и производство рам. Двигатели, коробки передач, оси и мосты от сторонних производителей. Общая территория 791 874 м², из них здания и сооружения занимают площадь в 145 980 м². Проектная мощность предприятия – 20 000 грузовиков в год при двухсменном режиме работы. В нынешнем году планируется выпустить 11 000 ед.

plant1.jpg

Лента новостей

 
 CTT24 240x400