Digest-2

CTT Digest 18 АНАЛИТИКА Отечественные экскаваторы На протяжении 2000-2010 годов в российской экскаваторостроительной отрасли произошли со- бытия, негативно повлиявшие на изменение структуры рынка. В период с 2007 по 2009 год были ликвидированы некогда крупные экскава- торные заводы, ежегодно выпускавшие в былые времена по 1000-2000 экскаваторов — Ковров- ский, Воронежский и Костромской. В 2008 году свёрнут (и до сих пор не возобновлен) выпуск экс- каваторов на «Уралвагонзаводе». В 2016 году прекращена производственная деятельность на заводе «Донэкс». В разы, по сравнению с докри- зисным периодом, снизился выпуск на заводах «Тверской экскаватор» ("ТВЭКС") и «Кранэкс». Наилучшие показатели в отечественном про- изводстве полноповоротных экскаваторов были достигнуты в 2007 году, когда было изготовлено 3938 землеройных машин. После кризиса 2008 года отрасль так и не сумела выйти на прежние объёмы. Начиная с 2009 года выпуск экскаваторов исчислялся уже не тысячами единиц, а сотнями. Доля экскаваторов российского производства за минувшие почти два десятилетия упала с 70% до 12%. Достигнув «дна» в 2015 году, когда было вы- пущено всего 398 экскаваторов, отрасль за по- следние три года демонстрирует положительную динамику: в 2016 изготовлено 486 машин, в 2017-м — 538, в 2018-м — 584. Таким образом, в минувшем году экскаваторостроителям удалось достичь планки 2012 года, когда было произве- дено наибольшее количество экскаваторов после первой волны кризиса. Несколько лет назад во властных структурах вспомнили, что в стране помимо нефти и газа есть ещё сохранившиеся очаги машиностроения, в том числе, заводы, выпускающие экскаваторы. Был разработан ряд мер государственной поддержки, за счёт которых отечественные производители получили конкурентные преимущества при раз- работке, производстве и продаже техники. Од- нако, если верить статистике, возвращение утра- ченных позиций отечественной техники на национальном рынке происходит как-то слишком вяло. Хотя, возможно, если бы не было и таких мер господдержки, то ситуация была бы ещё хуже. Завод «Тверской экскаватор», являющийся частью промышленной группы «РМ-Терекс», не- смотря на многократное снижение объёмов вы- пуска полноповоротных экскаваторов, по сравне- нию с докризисным периодом, остаётся единственным наиболее крупным отечественным производителем данного вида техники. Совре- менные производственные мощности позволяют выпускать до 1100 экскаваторов в год при одно- сменном режиме работы, с возможностью даль- нейшего наращивания объёмов и расширения модельного ряда. Однако до кризиса «ТВЭКС» выдавал куда больше. Так, в 2007 году, было из- готовлено 2615 экскаваторов. В начале 1990-х го- И снова в рост РОССИЙСКИЙ РЫНОК ПОЛНОПОВОРОТНЫХ ЭКСКАВАТОРОВ Российский рынок полноповоротных экскаваторов 1 за последние два года демонстрирует поло- жительную динамику. Преодолев наиболее провальные 2015 и 2016 годы, когда ёмкость рынка 2 упала до уровня чуть более 2200 единиц в год, в 2017 году объёмы резко пошли вверх, достигнув почти двукратной величины по сравнению с предыдущим годом (здесь конечно же сказался эф- фект низкой базы). В 2018 году рост продолжился, составив 20-процентную величину, ёмкость рынка достигла 4967 экскаваторов. Безусловно, отрадно, что рынок снова на подъёме, но до луч- ших докризисных показателей ещё очень далеко. Стоит напомнить, что в 2008 году, когда рос- сийскую экономику накрыла первая волна кризиса, была достигнута наибольшая суммарная ёмкость рынка — 11284 экскаватора. После обвала 2009 и 2010 годов отрасль показала лучший результат лишь в 2013 году — 7730 единиц. Значительное снижение деловой активности, наблюдаемое в российской экономике в последние годы, сказалось на замораживании многих коммерческих проектов. В данной ситуации частные строительные компании сократили закупки новой техники, заняв выжидательную позицию. Си- туацию на рынке строительной и дорожной техники отчасти спасет реализация крупных инфра- структурных проектов и госпрограмм, финансируемых государством. Владимир Новоселов 1 В статистической выборке учтены гусеничные и колёсные полноповоротные экскаваторы эксплуатационной массой от 12 до 70 т. 2 Здесь и далее при расчете ёмкости рынка учтено производство в России, импорт новых и бывших в эксплуатации экскаваторов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzY3NjA4